Версия для печати

Механизм подачи и рассмотрения жалоб договорных органов по правам человека

Обзор процедуры рассмотрения индивидуальных жалоб

Договор по правам человека — это международное соглашение, накладывающее на государства, официально признавшие документ (обычно путем «ратификации» или «присоединения») обязательства по защите и поощрению прав и свобод; эти государства называются государствами-участниками договора.

Основная идея механизма рассмотрения жалоб в рамках договоров по правам человека заключается в том, что любой человек может подать жалобу против государства-участника, предположительно нарушившего договорные права, в орган экспертов, наблюдающих за выполнением договора. Эти “договорные органы”, как они часто называются, являются Комитетами, состоящими из независимых экспертов, которые отбираются государствами-участниками соответствующего договора. В их функции входит мониторинг осуществления в государствах-участниках прав, закрепленных договорами, и вынесение решений относительно жалоб против этих государств. Несмотря на то, что между девятью механизмами существует разница, их устройство и функционирование очень схожи. Соответственно далее следует общее описание типовых характеристик жалоб в рамках девяти органов. Затем читатели могут обратиться к описанию процедуры каждого договора, в котором указаны аспекты, отличающиеся от общих норм.

9 договорных органов (КПЧ, КЛРД, КПП, КЛДЖ, КПИ, КНИ, КТМ, КЭСКП и КПР), при определенных обстоятельствах, могут рассматривать индивидуальные жалобы или сообщения.

Не все механизмы подачи жалоб в соответствии с договорными органами вступили в силу.

В настоящее время восемь договорных органов по правам человека (КПЧ, КЛРД, КПП, КЛДЖ, КПИ, КНИ, КЭСКП и КПР) при определенных обстоятельствах могут получать и рассматривать индивидуальные жалобы или сообщения частных лиц. Подробнее смотрите здесь.

Против кого можно подать жалобу на основании договора?

Жалоба на основании одного из девяти договоров может быть подана только против государства, которое удовлетворяет двум условиям:

Во-первых, оно должно являться участником соответствующего договора (посредством ратификации или присоединения), который предусматривает предположительно нарушенные права.

Во-вторых, государством-участником должна быть признана компетенция Комитета, наблюдающего за выполнением соответствующего договора, принимать и рассматривать индивидуальные жалобы.

На Российскую Федерацию распространяется 4 процедуры жалоб: в рамках Международного пакта о гражданских и политических правах; Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания; Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации.

Кто может подать жалобу?

Любой человек может подать в комитет жалобу против государства, которое удовлетворяет этим двум условиям (является участником договора и согласно с компетенцией комитета рассматривать индивидуальные жалобы), заявив, что его или ее права нарушены на основании соответствующего договора. Жалоба не обязательно должна быть составлена юристом, хотя консультация юриста может улучшить качество подаваемого заявления. Однако помните, что юридическая помощь не оказывается в рамках данных процедур. Лицо также может подать жалобу от имени другого человека при условии, что получено письменное согласие этого человека (без требований к форме). В определенных случаях жалобу можно подать и без получения согласия, например, если лицо находится в тюрьме без доступа к внешнему миру или является жертвой насильственного исчезновения. В этих случаях автор жалобы должен четко объяснить, почему согласие не может быть получено.

Какую информацию нужно представить в подтверждение своей жалобы?

Хотя жалоба в комитет, также называемая «сообщением» или «петицией», не обязательно должна быть представлена в особой форме, настоятельно рекомендуем использовать образец формы жалобы (Образец формы жалобы для жалоб на основании Факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах, Конвенции против пыток и Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации), а также руководства (Руководство для подачи жалоб в соответствии с Факультативным протоколом к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин). Заявление должно быть составлено в письменном виде, написано разборчиво или лучше напечатано, а также подписано (жалобы, отправляемые по электронной почте, должны быть отсканированы). Заявления принимаются только на одном из официальных языков ООН (арабский, китайский, английский, французский, русский и испанский).

Жалоба должна содержать основную личную информацию (имя пострадавшего, гражданство, дату рождения, почтовый адрес или адрес электронной почты), а также в ней должно быть указано государство, против которого подается жалоба. Если жалоба подается от лица другого человека, должно быть представлено подтверждение его/ее согласия (без требований к форме), как было указано выше, либо автор жалобы должен четко объяснить, почему согласие не может быть получено. Если жалоба касается крайне деликатных вопросов частного или личного характера, автор жалобы может попросить комитет не раскрывать в окончательном решении его/ее имя или имя предполагаемого пострадавшего лица и/или данные, позволяющие установить его/ее личность, чтобы личность предполагаемого пострадавшего лица или автора жалобы не стала общеизвестной. Комитет также может по своему усмотрению принять решение о неразглашении этих и других деталей в ходе рассмотрения жалобы.

Окончательные решения, принятые Комитетом, обнародуются. Таким образом, если заявители не хотят раскрытия своей личности в окончательном решении, они должны сообщить об этом как можно раньше. Учитывая степень доступности решений комитета широкой общественности (включая распространение через Интернет, в результате которого исправление и/или удаление информации, циркулирующей онлайн, фактически невозможно), невозможно удовлетворить просьбы о сохранении анонимности, поданные после публикации решений комитета.

О любых последующих изменениях адреса или иной контактной информации следует уведомлять как можно раньше.

Кроме того, необходимо изложить в хронологическом порядке все факты, на которых основывается жалоба. Сообщение должно быть как можно более полным и содержать всю соответствующую информацию по делу. Заявитель также должен указать, почему он/она считает, что описанные обстоятельства представляют собой нарушение соответствующего договора. Настоятельно рекомендуется назвать права, предусмотренные договором, которые предположительно были нарушены. Также рекомендуется указать, какие средства правовой защиты заявитель хотел бы получить от государства-ответчика в случае, если комитет придет к выводу о том, что представленные факты свидетельствуют о нарушении его/ее прав.

Заявителю также следует подробно описать шаги, предпринятые для исчерпания средств правовой защиты, доступных в стране, против которой подается жалоба, то есть шаги, предпринятые в рамках местных судов и властей, относящихся к этому государству. Требование исчерпать внутренние средства правовой защиты означает, что жалобы должны быть доведены до сведения соответствующих национальных властей вплоть до наивысшей инстанции внутри рассматриваемого государства. Если использование каких-либо из этих средств правовой защиты еще не завершено, или они не исчерпаны, это также должно быть указано вместе с соответствующими причинами. Заявитель должен указать, представлял(а) ли он/она свое дело в другие международные органы расследования или урегулирования. По двум данным вопросам смотрите раздел «Приемлемость вашего дела» ниже, содержащий важную дополнительную информацию.

К жалобам должны прилагаться копии всех документов (не оригиналы, только копии), имеющих отношение к требованиям и доводам, особенно административные и судебные постановления по данным требованиям, выданные национальными властями. Если данные документы составлены не на одном из шести официальных языков Организации Объединенных Наций, должен быть представлен полный перевод этих документов либо их резюме на рабочем языке. Документы должны быть перечислены в хронологическом порядке, последовательно пронумерованы, и к ним должно прилагаться краткое описание их содержания. Жалоба не должна превышать объем в 50 страниц (без приложений). Если жалоба превышает 20 страниц, она должна содержать краткое резюме объемом до 5 страниц, в котором будут указаны ее основные элементы. Как было указано выше, представляемая информация должна быть на одном из официальных языков ООН (арабский, китайский, английский, французский, русский и испанский).

Если в жалобе отсутствует необходимая информация для ее обработки в рамках данных процедур, или если описание фактов неточное, с заявителем свяжется секретариат ООН (Управление Верховного комиссара по правам человека, УВКПЧ) с просьбой о представлении дополнительной информации или о подаче другой жалобы. Заявители должны тщательно вести переписку с секретариатом, и запрошенная информация должна быть представлена как можно раньше, в течение одного года. Если информация не будет получена через год с момента подачи жалобы, дело будет закрыто.

Когда можно подать жалобу на основании договоров в области прав человека?

Важно подать жалобу как можно раньше после исчерпания внутренних средств правовой защиты. Отсрочка в подаче жалобы может осложнить представление надлежащего ответа государством и оценку фактической информации договорным органом. В некоторых случаях представление жалобы после длительной отсрочки может привести к тому, что соответствующий комитет сочтет дело неприемлемым:

  • В соответствии с мнением Комитета по правам человека (Правила процедуры, правило 96 (с)), отсрочка в представлении жалобы не может автоматически представлять собой злоупотребление правом подачи жалобы. «(…) Однако, сообщение может представлять собой злоупотребление правом подачи, когда оно представлено спустя 5 лет после исчерпания внутренних средств правовой защиты автором жалобы, или, если это применимо, спустя три года после вынесения решения в рамках другой процедуры международного расследования или урегулирования, если нет причин, обосновывающих данную отсрочку, с учетом всех обстоятельств дела»;
  • В пункте 5 статьи 14 Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации указано, что «в случае, если петиционер не удовлетворен действиями органа, учрежденного или указанного в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, он имеет право в течение шести месяцев передать данный вопрос в Комитет»;
  • Пункт 2(a) статьи 3 Факультативного протокола к Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах указывает, что «Комитет объявляет сообщение неприемлемым, когда: (a) оно не представлено в течение одного года после исчерпания внутренних средств правовой защиты, за исключением случаев, когда автор может доказать, что было невозможно направить сообщение в течение этого срока»;
  • Пункт (h) статьи 7 Факультативного протокола к Конвенции о правах ребенка, касающийся процедуры сообщений, указывает, что «Комитет считает сообщение неприемлемым, когда: (h) сообщение не представлено в течение одного года с момента исчерпания внутренних средств правовой защиты, за исключением случаев, когда автор может доказать, что было невозможно направить сообщение в течение этого срока».

Процедура

На основании вышеуказанных требований комитет примет решение о том, должно ли быть зарегистрировано дело, то есть официально внесено в список как дело для рассмотрения соответствующим комитетом. Вам будут даны рекомендации в отношении регистрации.

На данном этапе дело обычно доводится до сведения соответствующего государства, чтобы у него была возможность прокомментировать его. Государство просят представить свои замечания в течение определенного периода времени. В любом деле есть две главные стадии, называемые «рассмотрение приемлемости» и «рассмотрение по существу». «Приемлемость» дела относится к формальным требованиям, которые должны быть соблюдены при подаче жалобы прежде, чем соответствующий комитет сможет рассмотреть ее по существу. «Существо» дела – это содержание, на основе которого комитет принимает решение о том, были ли нарушены права предполагаемого пострадавшего в соответствии с договором. Как правило, комитет рассматривает приемлемость жалобы одновременно с рассмотрением по существу. Эти стадии более подробно описаны ниже. Когда получен ответ от государства, заявителю дается возможность прокомментировать этот ответ.

Большинство комитетов просят государство представить замечания в течение шести месяцев с момента представления жалобы государству. Если государство не согласно с приемлемостью жалобы, оно может оспорить ее, приведя свои доводы в течение первых двух месяцев данного периода. У заявителя всегда есть возможность прокомментировать замечания государства в течение установленного периода времени.

Когда получены комментарии от обеих сторон, дело готово к принятию решения соответствующим комитетом. Если государство не ответило на жалобу даже после получения нескольких напоминаний от секретариата, Комитет примет решение по делу, опираясь на информацию, представленную заявителем.

Особые обстоятельства, обуславливающие неотложность или деликатность дела

Некоторые комитеты могут на любой стадии до рассмотрения дела направить государству запрос о принятии «временных мер», чтобы предотвратить нанесение любого непоправимого вреда автору или предполагаемому пострадавшему в конкретном деле. Обычно такие запросы направляются, чтобы предотвратить действия, которые позднее уже нельзя будет отменить, например, приведение в исполнение смертного приговора или депортация лица, которое рискует подвергнуться пыткам. Решение направить просьбу о принятии временных мер не подразумевает решение о приемлемости или по существу сообщения, но у дела должна быть разумная вероятность успешного исхода по существу для того, чтобы был сделан вывод о возможном нанесении непоправимого вреда пострадавшему. Если заявитель хочет, чтобы комитет рассмотрел возможность запроса о принятии временных мер, он/она должен (должна) явно заявить об этом и подробно объяснить причины, по которым необходим этот запрос.

Комитету требуется несколько рабочих дней, чтобы обработать просьбу о временных мерах. Любая такая просьба должна дойти до секретариата как можно раньше до того времени, когда будет исполнено действие, которое нужно предотвратить.

Комитет может отозвать просьбу о принятии временных мер на основании информации, полученной от государства и автора (авторов) жалобы, предполагая, что такие меры более не требуются.

Приемлемость жалобы

Прежде чем комитет сможет рассмотреть жалобу по существу, он должен убедиться, что соблюдены формальные требования о приемлемости. Рассматривая приемлемость, комитет может учитывать один или несколько из нижеследующих факторов:

  • Если заявитель выступает от лица другого человека, получил(а) ли он/она достаточное разрешение или иным образом обосновал(а) причины для этого?;
  • Является ли заявитель (или человек, от лица которого подается жалоба) жертвой предполагаемого нарушения? Должно быть продемонстрировано, что интересы предполагаемой жертвы лично и напрямую затрагиваются законодательством, политикой, практикой, действием или бездействием государства, которые являются предметом жалобы. Недостаточно просто оспорить закон или государственную политику или практику в абстрактном смысле (так называемое actio popularis) без доказательства того, что были затронуты личные интересы предполагаемой жертвы;
  • Соответствует ли жалоба положениям договора, на который опирается? Заявленное нарушение должно быть связано с правом, фактически гарантированным данным договором. Если заявитель подал жалобу в соответствии с Факультативным протоколом к Международному пакту о гражданских и политических правах, он/она, к примеру, не может заявлять о нарушении права собственности, поскольку данный пакт не защищает это право. В таком случае жалоба, говоря юридическими терминами, будет неприемлемой ratione materiae (ввиду обстоятельств, связанных с предметом рассмотрения;
  • Должен ли соответствующий комитет пересмотреть факты и доказательства в деле, по которому уже вынесено решение национальными судами? Комитеты уполномочены рассматривать возможные нарушения прав, гарантированных соответствующими договорами, но не могут выступать в качестве апелляционной инстанции в отношении национальных судов и трибуналов. Следовательно, комитеты не могут в принципе принимать решение об административной, гражданской или уголовной ответственности лиц, а также не могут пересматривать вопрос о невиновности или виновности;
  • Является ли жалоба достаточно обоснованной? Если соответствующий комитет полагает, что в свете представленной информации жалоба не содержит достаточное количество фактов и доводов, обосновывающих нарушение пакта, она может быть отклонена как недостаточно обоснованная и, следовательно, неприемлемая;
  • Связана ли жалоба с событиями, которые произошли после вступления в силу механизма подачи жалоб в отношении рассматриваемого государства? Как правило, комитет не рассматривает жалобы, обстоятельства которых имели место до вступления механизма в силу. В этом случае жалоба будет считаться неприемлемой ratione temporis. Однако могут быть исключения из этого правила, например, в делах, где последствия рассматриваемых событий приводят к постоянным нарушениям договора;
  • Было ли то же самое дело представлено в другой международный орган? Если оно уже было представлено в другой договорной орган или региональный механизм, такой как Межамериканская комиссия по правам человека, Европейский суд по правам человека, Африканская комиссия по правам человека и народов или Африканский суд по правам человека и народов, комитеты не могут рассматривать эту жалобу. Цель данного правила — избежать ненужного дублирования на международном уровне. Этот вопрос должен быть освещен заявителем в исходной жалобе с указанием органа, в который была представлена жалоба;
  • Были ли исчерпаны все внутренние средства правовой защиты? Важнейшим правилом в рассмотрении приемлемости жалобы является исчерпание заявителем всех соответствующих средств правовой защиты, доступных в стране, против которой подана жалоба, до момента представления жалобы комитету. Обычно это подразумевает рассмотрение жалобы в рамках местной судебной системы. Простые сомнения в эффективности какого-либо средства правовой защиты не могут быть, по мнению комитета, причиной для его неисчерпания. Однако могут быть исключения из этого правила, когда судебный процесс на национальном уровне чрезмерно затянут, либо средства правовой защиты недоступны или будут просто неэффективны. При этом заявитель должен подробно изложить причины того, почему общее правило не применимо. В отношении вопроса исчерпания внутренних средств правовой защиты заявитель должен описать в своем первоначальном заявлении, что он/она предпринял(а) для исчерпания местных средств правовой защиты, указав требования, выдвигаемые в адрес национальных властей, вместе с датами и результатом судебного разбирательства, или же указав, почему следует сделать исключение из правила;
  • Препятствует ли жалобе оговорка, сделанная государством в отношении соответствующего договора? Оговорки являются официальными заявлениями, которыми государство ограничивает свои обязательства в отношении конкретного положения договора. Государство могло ввести оговорку по существу договора или процессуальную оговорку к механизму подачи и рассмотрения жалоб, ограничивая компетенцию комитета в плане рассмотрения определенных жалоб. Например, государство может препятствовать рассмотрению комитетом жалоб, которые уже были в прошлом рассмотрены другим международным механизмом;
  • Является ли жалоба злоупотреблением процедуры? В некоторых случаях комитет может счесть требования слишком поверхностными, направленными на то, чтобы просто досадить ответчику, или по иным причинам счесть их ненадлежащим использованием процедуры подачи жалоб и отклонить их как неприемлемые, например, если один и тот же человек подает в комитет повторные жалобы по тому же вопросу, когда предыдущие идентичные жалобы уже были отклонены.

Существо жалобы

После того, как комитет признает жалобу приемлемой, он переходит к рассмотрению по существу, указывая основания для вывода о том, что нарушение имело или не имело место в соответствии с применимыми положениями договора. Как было указано выше, ряд государств также сделал оговорки по существу, которые могут ограничивать спектр правозащитных обязательств, взятых на себя этими государствами в рамках договоров. В большинстве случаев комитет отклоняет рассмотрение жалобы, относящейся к сферам, затронутым в оговорках, хотя в исключительных обстоятельствах комитет может признать оговорку неприемлемой и рассмотреть дело, несмотря на содержание оговорки

Информацию о том, что комитет считает спектром прав, содержащихся в договоре, за которые он ответственен, можно найти в его решениях по отдельным делам, в так называемых «Замечаниях общего порядка», истолковывающих значение различных статей, и в заключительных замечаниях по докладам, периодически представляемым государствами-участниками данного договора (заявители найдут полезным Универсальный указатель по правам человека).

Рассмотрение жалобы

Комитеты рассматривают каждое дело в рамках закрытой сессии. Хотя некоторые комитеты имеют положения об устной части процесса в своих Правилах процедуры (см. ниже описание Комитета против пыток и Комитета по ликвидации расовой дискриминации), на практике принято рассматривать жалобы только на основании письменной информации, представленной заявителем и государством-ответчиком. Соответственно, на практике не применялось получение информации от сторон в устном виде или в форме аудио или аудиовизуальных доказательств (таких как аудио и видеофайлы). А также комитеты не выходят за рамки информации, представленной сторонами, чтобы получить независимое подтверждение фактов.

В качестве общего правила и для ускорения процедуры комитеты совмещают рассмотрение приемлемости жалобы с рассмотрением по существу. В этом случае применяется общая процедура, изложенная выше, то есть сразу после получения и регистрации сообщения оно передается государству-ответчику, чтобы то могло представить свои комментарии в течение определенного периода времени. Затем заявителю предоставляется возможность прокомментировать замечания государства, после чего дело обычно готово к рассмотрению комитетом в плане приемлемости и по существу. Однако бывают ситуации, когда комитет принимает решение сначала рассмотреть вопрос о приемлемости. В этом случае государство-ответчика просят представить замечания по существу, если комитет объявляет жалобу приемлемой. Заявитель в любом случае сможет прокомментировать заявления государства по существу.

Когда комитет принял решение по делу, оно одновременно направляется заявителю и государству-ответчику. Один и более членов комитета могут приложить особое мнение к решению, если они пришли к выводу, отличному от вывода большинства, или, возможно, пришли к этому выводу по другим причинам. Текст любого окончательного решения по существу дела или решение о неприемлемости будут опубликованы на веб-сайте УВКПЧ как часть собрания решений комитета.

Что происходит после принятия комитетом решения по делу?

Вначале следует отметить, что решения комитета нельзя обжаловать, и, как правило, решения являются окончательными. То, что происходит с делом дальше, зависит от характера принятого решения.

  • Если комитет принял решение, что представленные ему факты свидетельствуют о нарушении со стороны государства-ответчика в соответствии с договором, он предлагает государству представить в течение установленного периода времени информацию о том, какие шаги оно предприняло в отношении его выводов и рекомендаций.
  • Если комитет принял решение о том, что нарушение в соответствии с договором не имело место, или, что жалоба неприемлема, дело закрывается.

Решения комитета представляют собой авторитетное толкование рассматриваемого договора. Они содержат рекомендации для государства-ответчика, но они не являются юридически обязательными для государств. Все комитеты разработали процедуры контроля за тем, выполняют ли государства их рекомендации (так называемые последующие процедуры), поскольку, по мнению комитета, приняв данную процедуру, государства-участники также соглашаются уважать выводы комитета.

Если комитет делает вывод о том, что имело место нарушение договора, государству предлагается представить в течение 180 дней информацию о шагах, предпринятых для выполнения рекомендаций. Ответ государства затем передается заявителю, чтобы у него была возможность прокомментировать этот ответ. Если государство не предприняло надлежащих действий, дело остается на рассмотрении комитета в рамках последующей процедуры. Таким образом, продолжается диалог с государством, и дело остается открытым до тех пор, пока не будут предприняты удовлетворительные меры. Информация, связанная с последующей процедурой в отношении мнений комитета и его рекомендаций, не является конфиденциальной, и заседания, в ходе которых эта информация обсуждается, являются открытыми.


 

Процедура в соответствии с Факультативным протоколом к Международному пакту о гражданских и политических правах

Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый в 1966 г., охватывает широкий спектр гражданских и политических прав, таких как право на жизнь, право на справедливое судебное разбирательство, право на свободу выражения мнений, равенство перед законом и запрет дискриминации. Индивидуальные права, которые можно защищать в комитете, перечислены в статьях с 6 по 27 включительно, которые объединены в Часть III Пакта. Механизм подачи жалоб на предполагаемые нарушения этих статей предусмотрен первым Факультативным протоколом к Пакту, отдельным договором, открытым для государств-участников Пакта. Государства, которые стали участниками Факультативного протокола, признают компетенцию Комитета по правам человека (группы из 18 независимых экспертов, которая проводит заседания три раза в год) принимать жалобы от лиц в рамках своих полномочий о предполагаемых нарушениях прав в соответствии с Пактом (чтобы получить более подробную информацию о Комитете по правам человека, см. Изложение фактов №15 и веб-страницу Комитета).

Дополнительная информация о процедуре Комитета

Следующие комментарии дают общее описание процедур комитета.

Жалобы в соответствии с Факультативным протоколом к Пакту, которые содержат необходимые первостепенные элементы (prima facie), передаются Специальному докладчику по новым сообщениям и временным мерам, который принимает решение о том, должно ли дело быть зарегистрировано и доведено до сведения государства-ответчика для получения комментариев. Учитывая большое количество жалоб, подаваемых в Комитет, с момента первоначальной подачи сведений до вынесения окончательного решения Комитетом может пройти несколько лет.

В соответствии с Факультативным протоколом, нет ограничений по времени для представления жалоб в Комитет. Однако с целью предотвращения возможного злоупотребления в этом отношении Комитет ввел правило в свои Правила процедуры (пункт «c» правила 96 текущей редакции) об отсрочках в подаче жалоб. Согласно этому правилу, отсрочка в подаче жалобы не является автоматическим злоупотреблением правом подачи жалобы. Однако злоупотребление имеет место, если жалоба подана спустя пять лет после исчерпания внутренних средств правовой защиты или спустя три года после вынесения решения в рамках другой процедуры международного расследования или урегулирования, если таковая проводилась, при условии, что нет причин для обоснования такой отсрочки и принимая во внимание все обстоятельства дела.

Комитет по правам человека не может рассматривать жалобу, если то же самое дело в то же самое время рассматривается другим международным механизмом расследования или урегулирования. Некоторые государства-участники сделали оговорки, которые исключают из компетенции Комитета не только рассматриваемые дела, но также дела, которые уже рассмотрены, и по которым уже вынесено решение другим международным механизмом. Комитет полагает, что процедура подачи жалоб в рамках Совета по правам человека (ранее известная как процедура 1503) и представление жалоб специальным докладчикам или рабочим группам Совета по правам человека не представляют собой такой механизм. Соответственно, жалоба, поданная в Комитет по правам человека, не будет объявлена неприемлемой, если уже была представлена в эти механизмы.

Что касается понятия «то же самое дело», Комитет истолковывает его как дело, связанное с тем же автором, теми же фактами и теми же правами. Факты, которые были представлены в другой международный механизм, могут быть представлены и в Комитет, если Пакт предусматривает более широкую защиту. Кроме того, жалобы, отклоненные другими международными механизмами по процессуальным причинам, не считаются рассмотренными по существу; следовательно, те же факты могут быть представлены Комитету.

Комитет по правам человека выделил несколько исключений из правила, согласно которому он не может рассматривать факты, имевшие место до вступления в силу Факультативного прокола в отношении рассматриваемого государства. Таким образом, обычно Комитет считает это достаточной причиной для рассмотрения жалобы, если после вступления Факультативного протокола в силу в отношении рассматриваемого государства было принято судебное решение или иной государственный акт, подтверждающий факты, предшествующие этой дате, которые представляют собой суть жалобы.


 

Процедура в соответствии с Конвенцией против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания

Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания была принята 10 декабря 1984 г. Данный договор запрещает пытки и жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения и наказания, а также среди прочих обязательств требует, чтобы государства-участники не возвращали лиц в страны, если есть веские основания полагать, что они подвергнуться там пыткам, и обязывает их принять ряд мер, направленных на то, чтобы акты применения пыток, независимо от того, где они имели место, надлежащим образом расследовались и преследовались в судебном порядке. Основные обязательства изложены в статьях с 1 по 16, которые объединены в Часть I договора. Механизм подачи жалоб для сообщения о нарушениях прав в соответствии с Конвенцией предусмотрен статьей 22. Государства-участники могут сделать заявление на основании данной статьи, признавая компетенцию Комитета против пыток (группы из 10 независимых экспертов, которая проводит заседания три раза в год) рассматривать жалобы от лиц, заявляющих о нарушениях данным государством своих прав в соответствии с Конвенцией (чтобы получить более подробную информацию о Комитете против пыток, см. Изложение фактов №17 и веб-страницу) Комитета.

Дополнительная информация о процедуре Комитета

Жалоба будет считаться неприемлемой не только в том случае, если она находится на рассмотрении в рамках другой процедуры международного расследования или урегулирования, но также и в том случае, если то же самое дело было предметом решения в прошлом в рамках подобной процедуры (см. пункт 5(а) статьи 22 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания). Более того, Правила процедуры Комитета предусматривают, что жалоба может быть отклонена как неприемлемая, если период времени, истекший после исчерпания внутренних средств правовой защиты, настолько необоснованно затянут, что рассмотрение жалобы Комитетом или государством-участником становится неоправданно трудным.

Рассматривая дело, Комитет может в соответствии с Правилами процедуры пригласить стороны на конкретные закрытые заседания Комитета, чтобы обеспечить дальнейшее прояснение ситуации или ответить на вопросы по существу жалобы. Однако такие примеры являются скорее исключением, чем правилом, и дело будет рассматриваться непредвзято, даже если заявитель не явится лично.

Если Комитет полагает, что совершенное или запланированное действие государства, например, в деле о запланированном выдворении в другую страну, где лицо рискует подвергнуться пыткам, нарушило или нарушит выполнение обязательств государства-участника в соответствии с Конвенцией, он направляет свое решение государству с запросом на предоставление информации об исполнении рекомендаций в течение 90 дней. В свете полученной информации Комитет предпримет дальнейшие надлежащие меры в рамках последующей процедуры.


 

Процедура в соответствии с Международной конвенцией о ликвидации всех форм расовой дискриминации

Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, принятая 21 декабря 1965 г., накладывает на государства-участников ряд обязательств, чтобы обеспечить правовое и практическое пользование правом быть свободным от расовой дискриминации. Конвенция является специальным договором, который более подробно рассматривает широкий спектр вопросов, возникающих в этой сфере. Основные обязательства изложены в статьях с 1 по 7 Конвенции, которые объединены в Часть I договора. Государства-участники могут сделать заявление на основании статьи 14, признав компетенцию Комитета по ликвидации расовой дискриминации (группы из 18 независимых экспертов, которые проводят заседания два раза в год) рассматривать индивидуальные или групповые жалобы о предполагаемых нарушениях своих прав в соответствии с Конвенцией данным государством (чтобы получить более подробную информацию о Комитете по ликвидации расовой дискриминации, см. Изложение фактов №12 и веб-страницу Комитета).

В соответствии с пунктом 2 статьи 14, государство-участник может назначить национальный орган, который будет уполномочен получать и рассматривать жалобы лиц или групп лиц, которые считают себя жертвами нарушений своих прав, предусмотренных в Конвенции, и которые исчерпали другие доступные средства правовой защиты на местном уровне.

Дополнительная информация о процедуре Комитета

Жалобы в соответствии с данной Конвенцией могут подаваться не только отдельными лицами и от их имени, но также от имени группы лиц. Жалобы должны быть представлены в течение шести месяцев с момента вступления в силу решения национальных властей по данному делу.

Тот факт, что то же самое дело рассматривается или было предметом решения другой международной процедуры, не является препятствием для признания жалобы приемлемой.

После регистрации жалобы государство-участник должно в течение трех месяцев представить свои замечания о приемлемости жалобы или, если оно не имеет возражений относительно приемлемости, замечания по существу. Если государство оспаривает приемлемость, у заявителя есть шесть месяцев на то, чтобы прокомментировать замечания государства. После этого комитет примет решение о приемлемости. Если комитет делает вывод о том, что дело является приемлемым, государству дается еще три месяца для представления замечаний по существу. У заявителя будет шесть месяцев на то, чтобы прокомментировать их прежде, чем Комитет вынесет окончательное решение по существу дела. Либо, если у государства нет возражений относительно приемлемости жалобы, и оно представило замечания только по существу, у заявителя также есть шесть месяцев для того, чтобы прокомментировать их прежде, чем Комитет вынесет окончательное решение по существу дела.

Правила процедуры (пункт 5 правила 94) Комитета по ликвидации расовой дискриминации дает ему право пригласить лицо, подающее жалобу (или его/ее представителя), и представителей государства-ответчика на разбирательство, чтобы представить дополнительную информацию или ответить на вопросы по существу дела. Однако такие случаи являются скорее исключением, чем правилом, и дело будет рассматриваться непредвзято, даже если заявитель не явится лично.

Когда Комитет принимает решение (называемое «Мнением») по существу жалобы, зачастую он делает предложения и/или дает рекомендации, даже если полагает, что нарушение Конвенции не имело место. Эти предложения или рекомендации могут быть общего характера либо конкретными и направленными либо в адрес рассматриваемого государства, либо в адрес всех государств-участников Конвенции.


 

Процедура в соответствии с Факультативным протоколом к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин

Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, принятая 18 декабря 1979 г., гарантирует всем женщинам право быть свободными от дискриминации и накладывает обязательства на государства-участников, призванные обеспечить правовое и практическое пользование этим правом. Конвенция является специальным договором, который более подробно рассматривает широкий спектр вопросов, возникающих в этой сфере. Основные обязательства изложены в статьях с 1 по 16 Конвенции, которые объединены в Части с I по IV.

Механизм подачи жалоб в соответствии с Конвенцией предусмотрен Факультативным протоколом, который был принят 6 октября 1999 г. Это отдельный договор, открытый для государств-участников Конвенции. Государства, которые стали участниками Факультативного протокола, признают компетенцию Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин (группы из 23 независимых экспертов, которая проводит заседания три раза в год) получать жалобы от лиц в рамках своих полномочий о предполагаемых нарушениях прав в соответствии с Конвенцией (чтобы получить более подробную информацию о Комитете, см. его веб-страницу).

К заявлениям, которые рассматривает Комитет в рамках процедуры подачи жалобы, в том числе относятся вопросы, касающиеся женщин, которые становятся жертвами домашнего насилия и не получают достаточную защиту от государственных властей; принудительная стерилизация; стереотипы, влияющие на право женщин на справедливое и беспристрастное судебное разбирательство; отсутствие законов и норм, регулирующих доступ к медицинскому аборту; условия содержания под стражей, не адаптированные под особые нужды женщин; или неоказание надлежащей медицинской помощи в связи с беременностью, которое привело к гибели жертвы.

Жалобы могут быть поданы отдельными лицами и группами лиц, а также от их имени, с сообщением о предполагаемых нарушениях их прав, гарантированных Конвенцией о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Государство, против которого подается жалоба, должно являться участником Факультативного протокола (чтобы узнать, является ли государство участником Факультативного протокола, нажмите сюда, затем выберите Факультативный протокол к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин из списка). Если жалоба подается от имени одного и более лиц, автор должен доказать наличие их согласия или обосновать, почему он действует от их имени без их согласия.

В отношении подаваемых материалов см. Руководство по представлению жалоб на основании Факультативного протокола к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.

Временных ограничений для представления сообщений нет, но, как уже было отмечено, лучше всего подавать жалобы своевременно, после исчерпания внутренних средств правовой защиты.

Дополнительная информация о процедуре Комитета

Жалоба будет неприемлемой не только в том случае, если она рассматривается в рамках другой процедуры международного расследования или урегулирования, но также и в случае, если она уже была рассмотрена в рамках такой процедуры.

Когда Комитет принимает решение (официально называемое «Мнениями») по существу дела, он также дает рекомендации о средствах правовой защиты, которые должны быть приняты государством-участником. Рекомендации могут быть как общего характера, направленные на политические вопросы государства-участника, так и конкретными, адаптированными под рассматриваемое дело. Типы рекомендаций, которые может дать Комитет, включают меры для прекращения продолжающихся нарушений в отношении жертвы; реституция, компенсация и реабилитация жертвы; законодательная реформа и изменения в политике и практике, которые нарушают Конвенцию; шаги по предотвращению повторных нарушений.

От государства-участника требуется в течение шести месяцев с момента получения решения и рекомендаций Комитета представить письменный ответ с подробным изложением любых действий, предпринятых в их отношении. Комитет может впоследствии попросить государство представить дальнейшую информацию. Она может быть представлена в виде новой информации в рамках последующего периодического доклада государства-участника (представляемых государствами-участниками в соответствии со статьей 18 Конвенции) Комитету.


 

Как направить жалобу в договорные органы

С жалобами в Комитет по правам человека, Комитет против пыток, Комитет по ликвидации расовой дискриминации, Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин, Комитет по правам инвалидов, Комитет по насильственным исчезновениям направляйте письмо и обращайтесь с вопросами в:

Почта Petitions and Inquiries Section
Office of the High Commissioner for Human Rights
United Nations Office at Geneva
1211 Geneva 10, Switzerland
Факс + 41 22 917 90 22
(в частности, по срочным вопросам)
Email petitions@ohchr.org

 

Наверх