Версия для печати

УПО — Универсальный Периодический Обзор


Обзор Российской Федерации

 

Общая информацияУчастие НПЗУ в УПООбзор Российской Федерации

 

Что такое Универсальный периодический обзор?

Универсальный периодический обзор (УПО) – это новый механизм Совета по правам человека, в рамках которого четыре раза в год проводятся регулярные обзоры выполнения 192 государствами-членами ООН обязательств и обязанностей в области прав человека. УПО представляет собой важное нововведение Совета по правам человека, которое стремится обеспечить равноправные условия для всех стран при оценке их ситуации в области прав человека. Оно дает возможность каждому государству заявить о предпринятых действиях в целях улучшения ситуации в области прав человека, а также выполнения своих обязательств в области прав человека. Благодаря УПО происходит обмен примерами наилучшей практики в области прав человека по всему миру. В настоящее время не существует других аналогичных универсальных механизмов.

Как был создан УПО?

УПО был создан 5 марта 2006 года в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 60/251, учредившей Совет по правам человека. Согласно этой резолюции Совет уполномочен «на основе объективной и достоверной информации проводить всеобъемлющие периодические обзоры выполнения каждым государством его обязательств и обязанностей в области прав человека таким образом, который обеспечивает универсальность охвата и одинаковое отношение ко всем государствам”. 18 июня 2007 года, спустя год после первого заседания, Совет согласовал пакет решений об институциональном строительстве (A/HRC/RES/5/1), установивший процедуры, механизмы и структуры, направленные на формирование основ его будущей работы. УПО стало одним из ключевых элементов нового Совета.

Какова цель УПО?

Конечная цель УПО заключается в том, чтобы улучшить положение в области прав человека во всех странах, что позволит изменить жизни людей по всему миру. УПО предназначено обеспечивать продвижение, поддержку и защиту прав человека на практике. Для достижения своей цели УПО дает оценку деятельности государств в области прав человека и принимает необходимые меры в отношении нарушений прав человека во всем мире. УПО также оказывает техническую помощь государствам, способствует укреплению потенциала государства по решению существующих проблем в области прав человека и обеспечивает обмен лучшим опытом между государствами и другими заинтересованными сторонами.

Когда проводится обзор государств в рамках механизма УПО?

Обзор во всех государствах-членах ООН проводится раз в четыре года — таким образом, за один год 48 государств проходят обзор. Все члены Совета подлежат рассмотрению в течение срока их членства. 21 сентября 2007 года Совет по правам человека утвердил календарь рассмотрения ситуации по правам человека в 192 государствах-членах в течение первого цикла УПО (2008-2011 гг.). Обзор проводится во время сессий Рабочей группы УПО (смотрите ниже), которая собирается три раза в год.

Кто проводит обзор?

Обзор проводится рабочей группой УПО, состоящей из 47 членов Совета; однако любое из 192 государств-членов ООН может участвовать в рассмотрении, в том числе в интерактивном диалоге. Проведению обзора каждого государства содействует группа из трех докладчиков (так называемая «тройка»), представляющих три гоударства. Члены «тройки» отбираются путем жеребьевки перед каждой сессией рабочей группы.

На чем основывается проведение обзора? 

Обзор проводится на основе следующих документов: 1) информация от соответствующего государства, подготовленной для обзора, которая может иметь форму “национального доклада”; 2) информация, содержащаяся в докладах независимых специалистов и групп экспертов в области прав человека, так называемых специальных процедур, договорных органов по правам человека, и других структур ООН; 3) информация, предоставленная другими заинтересованными сторонами, в том числе неправительственными организациями и национальными правозащитными учреждениями.

Как проводится обзор?

Происходит трехчасовой интерактивный диалог между рассматриваемым государством, странами – членами Совета и странами-наблюдателями. Обзор государств проводится во время заседания Рабочей группы по УПО. Во время этого обсуждения любое государство-член ООН может задать вопросы, высказать свои заключения и/или рекомендации в адрес рассматриваемого государства. «Тройки» могут распределить вопросы по группам, чтобы структурировать интерактивный диалог во время обзора государства. Обзор каждого государства в Рабочей группе длится три часа.

Могут ли неправительтвенные организации (НПО) принять участие в процессе УПО?

Да. НПО могут предоставить информацию, которая по-возможности будет добавлена в доклад «других заинтересованных сторон», рассматриваемый во время обзора государства. Информация может касаться любого государства, принимающего участие в интерактивном диалоге во время проведения обзора в Рабочей группе. НПО могут присутствовать на сессииях Рабочей группы и выступать с заявлениями на регулярной сессии Совета по правам человека, во время которой рассматривается итоговый документ УПО. УВКПЧ разработало»Руководящие принципы подготовки информации заинтересованными сторонами”.

О каких обязательствах в области прав человека идет речь?

УПО дает оценку выпоолнения государствами обязательств в области прав человека, закрепленных в следующих документах: (1) Устав ООН; (2)Всеобщая декларация прав человека; (3) инструменты в области прав человека, участниками которых является государство (договора в области прав человека, ратифицированные соответствующим государством); (4) добровольные заявления и обязательства государств (в том числе национальная политика в области прав человека и/или осуществленные программы); и, (5) международно-правовые инструменты в области прав человека.

Каков результат обзора?

После проведения обзора государства Рабочей группой назначенная «трой- ка» подготавливает итоговый документ при участии рассматриваемого государства и содейтсвии УВКПЧ. Этот доклад, называемый “итоговым документом”, представляет собой доклад с кратким изложением хода обзора. Он включает в себя вопросы, заключения и рекомендации, сделанные государствами во время обзора, а также ответы рассматриваемого государства.

Как утверждается итоговый документ УПО?

Рабочая группа отводит не более 30 минут на рассмотрение и принятие каждого итогового документа в течение 48 часов после проведения обзора. Каждому государству дается возможность высказаться о том, согласно ли оно с заключениями/рекомендациями, содержащимися в итоговом документе. В итоговом документе отмечаются как рекомендации, с которыми рассматриваемое государство согласилось, так и рекомендации, с которыми государство не согласилось. Государствам предоставляются две недели для внесения редакторских изменений в свои заявления. После того как Рабочая группа приняла УПО по каждому рассмотренному государству,все доклады передаются в Совет по правам человека, который рассматривает и утверждает документы на своей очередной сессии. Перед утверждением каждого итогового документа рассматриваемому государству предоставляется возможность представить ответы на вопросы или темы, которые не были должным образом затронуты в ходе интерактивного диалога на сессии Рабочей группы, а также ответить на рекомендации государств, предложенные во время обзора. Государствам-членам и наблюдателям, а также другим заинтересованным сторонам(включая НПЗУ и НПО)также предоставляется возможность высказать общие замечания до принятия итогового документа пленарным заседанием.

Каковы последующие меры, предпринимаемые по итогам обзора?

За внедрение результатов УПО несут ответственность в первую очередь рассматриваемые государства. Во время второго цикла УПО государство должно будет предоставить информацию о мерах, принятых с целью выполнения рекомендаций, содержащихся в предыдущем обзоре. Международное сообщество оказывает помощь в осуществлении рекомендаций и выводов, касающихся наращивания потенциала и технической помощи, в консультации с соответствующей страной и с ее согласия. При необходимости Совет будет рассматривать случаи отказа государства от сотрудничества с механизмом.
Что произойдет, если государство отказывается сотрудничать с УПО?

После исчерпания всех мер, направленных на поощрение государства к сотрудничеству с механизмом универсального периодического обзора, Совет в надлежащем порядке будет рассматривать случаи упорного отказа от сотрудничества с механизмом.

ВКЛАД НПЗУ В ПОСЛЕДУЮЩУЮ РАБОТУ ПО ИТОГАМ УПО

Вклад НПЗУ в последующую работу по итогам УПО может иметь самые разные формы. Данный документ предлагает четыре направления:

  • Публикация и распространение итоговых документов УПО;
  • Использование рекомендаций УПО как основы для национальных мероприятий, включая стратегические и рабочие планы НПЗУ;
  • Организация дискуссий после проведения УПО с представителями правительства и гражданского общества как импульс для выполнения рекомендаций;
  • Мониторинг и представление докладов в отношении выполнения положений итоговых документов УПО;
  • В случае НПЗУ, соответствующих Парижским принципам, периодическое представление докладов о выполнении рекомендаций УПО в рамках сессии Совета; и
  • Включение рекомендаций УПО в доклады для других правозащитных механизмов ООН.

 

1. Публикация и распространение итоговых документов УПО

НПЗУ могут активно содействовать публикации итоговых документов УПО, поскольку это поможет обеспечить осведомленность и поддержку общества в отношении действий государства по выполнению своих обещаний и принятых рекомендаций.

2. Использование рекомендаций УПО как основы для национальных мероприятий

Рекомендации и обязательства в рамках заключительного доклада УПО могут служить источником информации и задавать направление для последующей работы НПЗУ. При необходимости НПЗУ могут рассмотреть возможность непосредственного включения рекомендаций УПО в свой стратегический план и рабочую программу, а также в работу с другими правозащитными органами ООН, такими как договорные органы. Также может возникнуть необходимость того, чтобы НПЗУ использовали рекомендации, отклоненные государством, в целях своей собственной деятельности.

УПО не рассматривается как изолированный проект: он связан с повседневной работой НПЗУ, чтобы обеспечить полноценную, координированную и комплексную работу в своей стране по выполнению рекомендаций УПО.

3. Организация дискуссий после проведения УПО для поощрения выполнения рекомендаций УПО

Поощряется, чтобы НПЗУ организовывали дискуссии после проведения УПО с представителями правительства и гражданского общества. Подобные консультации могут использоваться для того, чтобы побуждать правительство использовать рекомендации УПО для информирования разработки национальных стратегий, политики и приоритетов, в том числе национального плана действий в области прав человека и процессов пересмотра законодательства.

При необходимости НПЗУ могут также помочь правительству разработать конкретные, целенаправленные и ограниченные сроками стратегии выполнения рекомендаций УПО.

4. Мониторинг выполнения рекомендаций УПО

НПЗУ могут играть важную роль, выступая в качестве наблюдателей для оценки того, в какой мере правительство выполнило свои обещания и рекомендации, принятые в ходе УПО. НПЗУ могут счесть целесообразным использовать свои ежегодные доклады для публикации результатов мониторинга выполнения рекомендаций. Их оценка также должна отражаться в следующем независимом докладе для УВКПЧ для последующего цикла УПО в отношении их страны и может быть включена в их доклад для СПЧ и договорных органов.

5. Представление отчета Совету о выполнении рекомендаций УПО

НПЗУ, соответствующие Парижским принципам, могут периодически представлять доклад о выполнении рекомендаций УПО в своей стране на последующих сессиях Совета в рамках постоянного пункта повестки дня, касающегося УПО (пункт 6). При отсутствии возможности посетить сессию Совета НПЗУ могут подготовить устное заявление, которое будет передано от их лица представителем в Женеве в рамках МКК.

6. Включение рекомендаций УПО в доклады для других правозащитных механизмов ООН

НПЗУ могут включать соответствующие рекомендации УПО в неофициальные или альтернативные доклады, которые они готовят для договорных органов ООН в области прав человека, и в брифинги для мандатариев специальных процедур. Они также могут объединять рекомендации УПО с более ранними рекомендациями договорных органов и специальных процедур или региональных правозащитных механизмов. Такой подход помогает взаимному обогащению и сокращению дублирования между УПО и другими правозащитными органами.

 

 

Наверх