Версия для печати

Комитет по правам ребенка

Статус ратификации МКПР
*Карта актуальна на 2015г.

 

Рабочие документы комитетаУчастие в работе комитетаРассмотрение докладов РФЗамечания общего порядка

СОГЛАСОВАННЫЙ ПОДХОД К

УЧАСТИЮ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРАВОЗАЩИТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (НПЗУ) В

ПРОЦЕССАХ ДОГОВОРНЫХ ОРГАНОВ

Усиление участия в работе договорных органов — общий подход:

Представление докладов:

1)     НПЗУ должны стараться предоставить договорным органам информацию, которая используется при составлении списка вопросов.

2)     НПЗУ должны ознакомиться с новыми руководящими принципами представления докладов в договорные органы и помочь государству с их пониманием.

3)     НПЗУ должны соответствующим образом вносить вклад в подготовку докладов государства-участника в соответствии с Парижскими принципами, в том числе посредством консультаций или комментирования доклада государства.

4)     НПЗУ должны использовать возможность сделать устные заявления в рамках заседания рабочих групп договорных органов до начала сессии вдобавок к предоставлению письменной информации до того, как будет проводиться официальное рассмотрение доклада государства-участника.

Жалобы, расследование:

5)     НПЗУ должны содействовать или помогать пострадавшим подавать жалобы в договорные органы в соответствии с процедурами договорных органов.

6)     НПЗУ должны убеждать свои государства согласиться сотрудничать с соответствующими механизмами подачи индивидуальных жалоб в договорные органы.

7)     НПЗУ должны проводить мониторинг действий государства-участника, предпринимаемых по итогам оценки жалоб договорными органами.

8)     НПЗУ должны наблюдать за промежуточными указаниями договорных органов в адрес государств-участников, касающимися жалоб, в случае которых нанесен непоправимый ущерб.

9)     НПЗУ должны надлежащим образом взаимодействовать с договорными органами в рамках процедуры расследования, в том числе посредством брифингов и предоставления информации.

Последующая работа:

10)   НПЗУ должны проводить мониторинг распространения информации государством среди соответствующих субъектов об итоговых замечаниях и рекомендациях договорных органов и поддерживать осведомленность общественности по данному вопросу.

11)   НПЗУ должны содействовать проведению заседаний и организовывать заседания по вопросу об итоговых замечаниях и рекомендациях договорных органов с участием представителей парламента, министерств и государственных органов, неправительственных организаций и других соответствующих субъектов гражданского общества.

12)   НПЗУ должны проводить мониторинг эффективного осуществления итоговых замечаний и рекомендаций договорных органов и предоставлять руководство относительно возможных направлений работы.

13)   НПЗУ должны сотрудничать с членами парламента и министерствами, а также с другими государственными органами в отношении осуществления итоговых замечаний и рекомендаций.

Международные договоры в области прав человека:

14)   НПЗУ должны в соответствии с Парижскими принципами поощрять ратификацию международных договоров в области прав человека и присоединение к этим договорам.

15)   НПЗУ должны публиковать и распространять информацию касательно соответствующих международных договоров в области прав человека и проводить информационно-просветительские кампании.

16)   НПЗУ должны помогать государствам и другим заинтересованным сторонам в понимании, осмыслении и контекстуальном применении международных договоров.

17)   НПЗУ должны уведомлять парламенты об обязательствах государств-участников в отношении международных договоров в области прав человека.

18)   НПЗУ должны поощрять отмену оговорок государствами-участниками к соответствующим договорам, в том числе посредством кампаний по увеличению осведомленности.

Тематическое взаимодействие:

19)   НПЗУ должны посредством своей тематической работы активно взаимодействовать с договорными органами и инициировать тематические дискуссии с ними, в том числе в отношении замечаний общего порядка и общих рекомендаций.

Подготовка

20)   НПЗУ должны содействовать наращиванию потенциала государственных должностных лиц в отношении процедуры представления докладов, сбора данных для докладов и других соответствующих вопросов, связанных с процессом представления докладов.

Тема

Год

18

Совместная общая рекомендация № 31 Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин/замечание общего порядка № 18 Комитета по правам ребенка по вредной практике

2014

17

Право ребенка на отдых, досуг, участие в играх, развлекательных мероприятиях, культурной жизни и праве заниматься искусством (статья 31)

2013

16

Обязательства государств, касающихся воздействия предпринимательской деятельности на права детей

2013

15

Право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения (статья 24)

2013

14

Право ребенка на уделение первоочередного внимания наилучшему обеспечению его интересов (пункт 1 статьи 3)

13

Право ребенка на свободу от всех форм насилия

2011

12

Право детей быть услышанными — не переведено на русский язык

2009

11

Дети из числа коренных народов и их права согласно Конвенции

2009

 

10
Права детей в рамках отправления правосудия в отношении несовершеннолетних
2007
9
Права детей-инвалидов
2006
8
Право ребенка на защиту от телесных наказаний и других жестоких или унижающих достоинство видов наказания
2006
7
Осуществление прав ребенка в раннем детстве
2005
6
Обращение с несопровождаемыми и разлученными детьми за пределами страны их происхождения
2005
5
Общие меры по осуществлению Конвенции о правах ребенка
2003
4
Здоровье и развитие подростков в контексте Конвенции о правах ребенка
2003
3
ВИЧ/СПИД и права ребенка
2003
2
Роль независимых национальных правозащитных учреждений в деле поощрения и защиты прав ребенка
2002
1
Цели образования
2001

Наблюдает за выполнением

Конвенции о правах ребенка (КПР) и Факультативных протоколов к ней.

Члены

Восемнадцать независимых экспертов избираются на четырехлетний период с правом переизбрания на следующий срок.

Сессии

Комитет собирается три раза в год – в январе, мае и сентябре – в помещении представительства ООН в Женеве на трехнедельные сессии, которым предшествуют недельные заседания рабочих групп.
Требования к представлению докладов
Государства-участники должны представить первый доклад через два года после вступления Конвенции в силу, а затем представлять каждые пять лет. Государства – участники Факультативных протоколов также должны представлять доклады в рамках этих правовых актов: первый – через два года после их вступления в силу, а затем в соответствии с установленным графиком (то есть один раз в пять лет, если государство является участником одного или обоих Факультативных протоколов, а не Конвенции).

Представление письменной информации

НПО и другие субъекты гражданского общества, в частности детские и религиозные организации, профессиональные ассоциации и организации социального обслуживания могут направлять в секретариат свои письменные сообщения или доклады. Это может быть сделано в любое время, но предпочтительнее всего – не менее чем за два месяца до заседания соответствующей предсессионной рабочей группы. Субъекты гражданского общества могут просить о сохранении конфиденциальности их письменных сообщений. НПО, представляющие информацию в Комитет, могут также выразить желание связаться с Группой НПО по Конвенции о правах ребенка – коалицией международных неправительственных организаций, которые содействуют выполнению положений этого документа.

Группа НПО имеет Отдел связи, который содействует участию НПО, в частности национальных коалиций, в процессах подготовки отчетных докладов для Комитета. Кроме того, поощряется, когда информацию представляют другие субъекты гражданского общества по согласованию с национальной коалицией в поддержку КПР, если такая организация существует в данной стране.

 

Наверх