Версия для печати

Комитет по ликвидации расовой дискриминации

Статус ратификации конвенции о ликвидации расовой дискриминации
*Карта актуальна на 2015г.

Рабочие документы комитетаУчастие в работе комитетаРассмотрение докладов РФОбщие рекомендации

СОГЛАСОВАННЫЙ ПОДХОД К

УЧАСТИЮ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРАВОЗАЩИТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (НПЗУ) В

ПРОЦЕССАХ ДОГОВОРНЫХ ОРГАНОВ

Усиление участия в работе договорных органов — общий подход:

Представление докладов:

1)     НПЗУ должны стараться предоставить договорным органам информацию, которая используется при составлении списка вопросов.

2)     НПЗУ должны ознакомиться с новыми руководящими принципами представления докладов в договорные органы и помочь государству с их пониманием.

3)     НПЗУ должны соответствующим образом вносить вклад в подготовку докладов государства-участника в соответствии с Парижскими принципами, в том числе посредством консультаций или комментирования доклада государства.

4)     НПЗУ должны использовать возможность сделать устные заявления в рамках заседания рабочих групп договорных органов до начала сессии вдобавок к предоставлению письменной информации до того, как будет проводиться официальное рассмотрение доклада государства-участника.

Жалобы, расследование:

5)     НПЗУ должны содействовать или помогать пострадавшим подавать жалобы в договорные органы в соответствии с процедурами договорных органов.

6)     НПЗУ должны убеждать свои государства согласиться сотрудничать с соответствующими механизмами подачи индивидуальных жалоб в договорные органы.

7)     НПЗУ должны проводить мониторинг действий государства-участника, предпринимаемых по итогам оценки жалоб договорными органами.

8)     НПЗУ должны наблюдать за промежуточными указаниями договорных органов в адрес государств-участников, касающимися жалоб, в случае которых нанесен непоправимый ущерб.

9)     НПЗУ должны надлежащим образом взаимодействовать с договорными органами в рамках процедуры расследования, в том числе посредством брифингов и предоставления информации.

Последующая работа:

10)   НПЗУ должны проводить мониторинг распространения информации государством среди соответствующих субъектов об итоговых замечаниях и рекомендациях договорных органов и поддерживать осведомленность общественности по данному вопросу.

11)   НПЗУ должны содействовать проведению заседаний и организовывать заседания по вопросу об итоговых замечаниях и рекомендациях договорных органов с участием представителей парламента, министерств и государственных органов, неправительственных организаций и других соответствующих субъектов гражданского общества.

12)   НПЗУ должны проводить мониторинг эффективного осуществления итоговых замечаний и рекомендаций договорных органов и предоставлять руководство относительно возможных направлений работы.

13)   НПЗУ должны сотрудничать с членами парламента и министерствами, а также с другими государственными органами в отношении осуществления итоговых замечаний и рекомендаций.

Международные договоры в области прав человека:

14)   НПЗУ должны в соответствии с Парижскими принципами поощрять ратификацию международных договоров в области прав человека и присоединение к этим договорам.

15)   НПЗУ должны публиковать и распространять информацию касательно соответствующих международных договоров в области прав человека и проводить информационно-просветительские кампании.

16)   НПЗУ должны помогать государствам и другим заинтересованным сторонам в понимании, осмыслении и контекстуальном применении международных договоров.

17)   НПЗУ должны уведомлять парламенты об обязательствах государств-участников в отношении международных договоров в области прав человека.

18)   НПЗУ должны поощрять отмену оговорок государствами-участниками к соответствующим договорам, в том числе посредством кампаний по увеличению осведомленности.

Тематическое взаимодействие:

19)   НПЗУ должны посредством своей тематической работы активно взаимодействовать с договорными органами и инициировать тематические дискуссии с ними, в том числе в отношении замечаний общего порядка и общих рекомендаций.

Подготовка

20)   НПЗУ должны содействовать наращиванию потенциала государственных должностных лиц в отношении процедуры представления докладов, сбора данных для докладов и других соответствующих вопросов, связанных с процессом представления докладов.

Тема

Год

35

Борьба с ненавистническими высказываниями расистского толка / Исправление

2013

34

Расовая дискриминация в отношении лиц африканского происхождения

2011

33

Последующие меры в связи с Конференцией по обзору Дурбанского процесса

2009

32

Значение и сфера применения особых мер в Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации

2009

31
Общая рекомендация XXXI о предупреждении расовой дискриминации в процессе отправления и функционирования системы уголовного правосудия
2005
30 Дискриминация неграждан 2004
29 Пункт 1 статьи 1 Конвенции (родовое происхождение) 2002
28 Последующие меры по итогам Всемирной конференции по борьбе против расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости 2002
27 Дискриминация в отношении рома 2000
26 Статья 6 Конвенции 2000
25 Гендерные аспекты расовой дискриминации 2000
24 Статья 1 Конвенции 1999
23 Права коренных народов 1997
22 Статья 5 Конвенции применительно к беженцам и перемещенным лицам 1996
21 Право на самоопределение 1996
20 Статья 5 Конвенции 1996
19 Статья
3 Конвенции (расовая сегрегация)
1995
18 Учреждение международного трибунала для судебного преследования преступлений против человечности 1994
17 Создание национальных институтов по содействию осуществлению Конвенции 1993
16 Применение статьи 9 Конвенции 1993
15 Статья 4 Конвенции 1993
14 Пункт 1 статьи 1 Конвенции 1993
13 Подготовка должностных лиц правоохранительных органов по вопросам защиты прав человека
1993
12 Государства-правопреемники 1993
11 Неграждане 1993
10 Техническая помощь
1991
9 Применение пункта 1 статьи 8 Конвенции (независимость экспертов)
1990
8 Толкование и применение пунктов 1 и 4 статьи 1 Конвенции (причисление индивидуумов к той или иной расовой или этнической группе) 1990
7 Осуществление статьи 4 (законодательство, направленное на искоренение расовой дискриминации)
1985
6 Просроченные доклады 1982
5 Представление докладов государствами-участниками (статья 7 Конвенции) 1977
4 Представление докладов государствами-участниками (статья 1 Конвенции)
1973
3 Представление докладов государствами-участниками 1972
2 Обязательства государств-участников 1972
1 Обязательств государств-участников (статья 4 Конвенции) 1972

 

Комитет по ликвидации расовой дискриминации наблюдает за выполнением Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации (МКЛФРД). Члены — Восемнадцать независимых экспертов, избираемых на четырехлетний период с правом переизбрания на следующий срок.

Сессии

Комитет собирается в представительстве ООН в Женеве и ежегодно проводит две трехнедельные сессии (в феврале и августе).

Требования к представлению докладов

Государство-участник должно отправить первый доклад через год после того, как оно стало участником Конвенции, а затем, как правило, представлять доклады через каждые два года. В последнем параграфе заключительных замечаний обычно уточняется, когда именно необходимо представить следующий доклад.

Представление письменной информации НПО и другие субъекты гражданского общества – профессиональные организации, академические институты, группы коренного населения и специализированные учреждения, занимающиеся вопросами, соответствующими профилю деятельности Комитета, – могут направлять в секретариат свои сообщения и доклады. Это может быть сделано в любое время, однако предпочтительнее всего – за два месяца до начала сессии Комитета.

Национальные субъекты гражданского общества, обладающие ограниченными ресурсами и испытывающие трудности при выполнении этих требований, могут обратиться за помощью в Антирасистскую информационную службу (ARIS) – международную НПО со штаб-квартирой в Женеве, которая помогает передавать информацию в Комитет и из Комитета; ARIS оказывает эти услуги региональным и национальным НПО, другим группам правозащитников и частным лицам.

Комитет принимает также письменные представления от гражданского общества в связи с обзором (без официального доклада) хода выполнения Конвенции государствамиучастниками, имеющими, как минимум, пятилетнюю задолженность по представлению докладов, а также в связи с процедурами раннего реагирования и неотложных действий. Субъекты гражданского общества, особенно НПО, могут направлять информацию в Комитет с просьбой рассмотреть в рамках данных процедур ситуацию, которую они считают неотложной.

 

 

Наверх