Версия для печати

Специальные процедуры

Session: Dialogue of the Secretary-General with SRSGs

*Визит Специального докладчика по правам коренных народов в Российскую Федерацию, 2009 г.

 

«Специальные процедуры» — это общее название, данное механизмам, созданным Комиссией по правам человека и принятым Советом по правам человека для рассмотрения либо конкретных ситуаций в стране, либо тематических вопросов во всех частях мира.  В настоящее время имеется 41 тематических мандатов и 14 мандатов по странам.  Управление Верховного комиссара по правам человека оказывает этим механизмам помощь в виде персонала, материально-технического снабжения и проведения исследований, с тем чтобы помочь им в осуществлении их мандатов.

Мандаты специальных процедур, известные как мандаты по странам, обычно требуют от обладателей мандатов изучения, мониторинга, консультирования и представления открытой для публики информации о положении в области прав человека в конкретных странах или на конкретных территориях, а в случае мандатов, известных как тематические мандаты, — об основных случаях нарушений прав человека во всем мире.  Специальные процедуры могут предпринимать различные действия, включая ответы на жалобы отдельных лиц, проведение исследований, предоставление консультаций по вопросам технического сотрудничества на национальном уровне, а также участие в общей поощрительной деятельности.

Специальные процедуры означают либо отдельное лицо (именуемое «Специальный докладчик», «Специальный представитель Генерального секретаря», «Представитель Генерального секретаря» или «независимый эксперт»), или рабочую группу, состоящую обычно из пяти членов (по одному от каждого региона).  Мандаты специальных процедур формулируются и определяются в устанавливающей их резолюции.  Обладатели мандатов специальных процедур действуют в своем личном качестве и не получают заработную плату или иную финансовую компенсацию за свою работу.  Независимый статус обладателей мандатов имеет весьма важное значение для того, чтобы они могли выполнять свои функции с полной беспристрастностью (см. «Изложение факторов № 27» — в настоящее время редактируется).

В рамках своей деятельности большинство специальных процедур получают информацию о конкретных заявлениях о нарушениях прав человека и направляют правительствам призывы к незамедлительным действиям или письма с указанием предполагаемых нарушений, в которых они просят дать разъяснения.  В 2007 году правительствам 128 стран было направлено более 1 000 сообщений.  49% этих сообщений представляли собой совместные сообщения двух или более обладателей мандатов.

Обладатели мандатов также осуществляют посещения стран для расследования положения в области прав человека на национальном уровне.  Обладатели мандатов обычно направляют письмо правительству с просьбой о посещении данной страны, и, если правительство дает согласие, выдается приглашение на посещение.  Некоторые страны выдали «постоянные приглашения«, что означает, что они в принципе готовы принять визит любого обладателя мандата специальных процедур.  По состоянию на август 2008 года 62 страны сделали постоянные приглашения специальным процедурам.  По завершении своих поездок обладатели мандатов специальных процедур выпускают доклад о поездке, содержащий их выводы и рекомендации.

С июня 2006 года Совет по правам человека занимался процессом институционального строительства, который включал обзор системы специальных процедур.  При завершении своей пятой сессии Совет по правам человека принял 18 июня 2007 года резолюцию 5/1, озаглавленную «Институциональное строительство Совета по правам человека Организации Объединенных Наций», которая включала положения относительно отбора обладателей мандатов и обзора всех мандатов специальных процедур.  Обзор мандатов начался на шестой сессии в сентябре, и продалжался на седьмой, восьмой и девятой сессиях Совета. По состоянию на май 2008 года все тематические мандаты были продлены. Два новых тематических мандата были созданы. Большинство мандат по странам тоже были продлены (все кроме мандатов по Беларуси, Кубе и Демократической Республике Конго, которые были приостановлены).  до их очередного рассмотрения Советом по правам человека и проведения обзора.

В июне 2007 года, Совет также принял резолюцию 5/2, содержащую Кодекс поведения мандатариев специальных процедур.На ежегодном совещании специальных процедур в июне 2008 года, мандатарии приняли  Руководство по специальным процедурам Организации Объединенных Наций по правам человека, которое регулирует вопросы, касающиеся методов работы мандатариев. На той же сессии они приняли так называемую «внутренную консультативную процедуру», позволяющую рассмотреть практики и методы работы, согласно которой воплощаются в жизнь Кодекс поведения и другие соответствующие документы, включая Руководство по специальным процедурам, с целью повышения эффективности и независимости как системы специальных процедур в целом, так и отдельных мандатариев. На восьмой сессии Совет по правам человека принял «Президентскую декларацию» касающуюся сроки действия мандатариев специальных процедур и соответствияих деятельности Кодексу поведения.

 

Название документа Специальный докладчик Год
Доклад Специального докладчика ООН в области культурных прав Габриэлы Кнауль Габриэла Кнауль 2014
Доклад Специального докладчика ООН в области культурных прав Фариды Шахид Фарида Шахид 2013
Доклад Специального докладчика по вопросу о положении в области прав человека и основных свобод коренных народов г-на Джеймса Анайи Джеймс Анайя 2010
Доклад Специального докладчика по вопросу о независимости судей и адвокатов Леандро Деспуи Леандро Деспуи 2009
Доклад Специального докладчика по вопросу о насилии в отношении женщин, его причинах и последствиях Якын Эртюрк Якын Эртюрк 2006

 

 

Наверх