Версия для печати

Советом по правам человека

Процедура рассмотрения жалоб

18 июня 2007 г. Совет по правам человека принял документ под названием «Совет ООН по правам человека: Институциональное строительство» (резолюция 5/1), в соответствии с которым была установлена новая процедура рассмотрения жалоб для того, чтобы реагировать на систематические и достоверно подтвержденные случаи грубого нарушения прав человека и основных свобод в любой точке мира и при любых обстоятельствах.

Новая процедура рассмотрения жалоб была установлена в соответствии с мандатом, возложенным Генеральной Ассамблеей на Совет по правам человека резолюцией 60/251 от 15 марта 2006 г., согласно которой Совет должен анализировать и, при необходимости, совершенствовать и рационализировать все мандаты, процедуры, функции и обязанности бывшей Комиссии по правам человека, включая «процедуру 1503», для сохранения системы специальных процедур, экспертных консультаций и процедуры подачи жалоб.

В этой связи, резолюция ЭКОСОС 1503 (XLVIII) от 27 мая 1970 г., пересмотренная резолюцией 2000/3 от 19 июня 2000 г., служила в качестве рабочей базы для создания новой процедуры рассмотрения жалоб и по мере необходимости совершенствовалась с тем, чтобы обеспечить беспристрастность, объективность и эффективность процедуры рассмотрения жалоб, ориентированной на своевременную защиту жертв.

Обзор процедуры 1503

В соответствии с мандатом, возложенным Генеральной Ассамблеей, 30 июня 2006 г. Совет решил создать Рабочую группу для осуществления пункта 6 резолюции 60/251 Генеральной Ассамблеи (решение 1/104), чтобы выработать конкретные рекомендации относительно анализа и, при необходимости, совершенствования и рационализации всех мандатов, процедур, функций и обязательств бывшей Комиссии по правам человека, включая «процедуру 1503».

Рабочая группа провела три формальные открытые сессии с 13 по 24 ноября 2006 г., с 5 по 16 февраля 2007 г. и с 10 по 27 апреля 2007 г. Отдел по процедуре рассмотрения жалоб возглавлял постоянный представитель Швейцарии, который был назначен председателем Совета для активизации консультаций по этому механизму. Обсуждения в рамках Рабочей группы и различные раунды неформальных консультаций велись на базе установленной Председателем и впоследствии пересмотренной программы обсуждений. Во время последней сессии Рабочей группы председателю Совета было представлено итоговое предложение (A/HRC/5/15), учитывающее в максимально возможной степени позиции, высказанные в течение нескольких месяцев консультаций, с целью содействия написанию раздела по процедуре рассмотрения жалоб в рамках Итогового документа по институциональному строительству Совета, принятому в июне 2007 г.

Краткое содержание дискуссий по процедуре рассмотрения жалоб, проводимых Рабочей группой, можно найти в документах A/HRC/3/CRP.3, A/HRC/4/CRP.6 и A/HRC/5/CRP.6.

Как функционирует процедура рассмотрения жалоб?

Согласно резолюции 5/1 Совета по правам человека процедура рассмотрения жалоб создана для разрешения ситуаций, представляющих собой систематические и достоверно подтвержденные случаи грубого нарушения прав человека и основных свобод, в любой точке мира.

Процедура носит конфиденциальный характер и предполагает сотрудничество с государством, против которого направлена жалоба. Процедура ориентирована на своевременную защиту прав жертвы.

Созданы две разные Рабочие группы – по сообщениям и по ситуациям – с целью изучать сообщения и привлекать внимание Совета к систематическим и достоверно подтвержденным случаям грубого нарушения прав человека и основных свобод.

Секретариат УВКПЧ совместно с Председателем Рабочей группы по сообщениям производит первоначальную проверку всех сообщений (жалоб) на соответствие критериям приемлемости и отклоняет те из них, которые являются недостаточно обоснованными или анонимными. Жалобы, прошедшие первоначальный этап отбора, направляются правительству соответствующей страны для ответа.

Рабочая группа по сообщениям назначается Консультативным комитетом Совета по правам человека из своих членов сроком на три года (мандат может быть продлен один раз). Группа состоит из пяти независимых и высококвалифицированных экспертов, представляющих пять различных региона мира. Они собираются два раза в год на 5 рабочих недель с тем, чтобы определить приемлемость жалоб и их характеристики. Они также устанавливают, является ли сообщение единичным случаем или носит массовый характер, тем самым определяя систематический характер достоверно подтвержденных грубых нарушений прав человека и основных свобод. Все приемлемые сообщения (жалобы) и рекомендации впоследствии передаются Рабочей группе по ситуациям.

Рабочая группа по ситуациям состоит из пяти членов, назначаемых региональными группами из государств-членов Совета по правам человека сроком на один год (мандат может быть продлен один раз). Группа собирается два раз в год на пять рабочих недель с тем, чтобы изучить сообщения, переданные ей Рабочей группой по сообщениям, в том числе ответы государств, а также ситуации, с которыми уже столкнулся Совет в рамках процедуры рассмотрения жалоб. Рабочая группа по ситуациям, основываясь на информации и рекомендациях Рабочей группы по сообщениям, представляет Совету доклад о систематических и достоверно подтвержденных случаях грубого нарушения прав человека и основных свобод и предоставляет свои рекомендации о необходимых мерах.

Далее решение по каждой ситуации принимает Совет.

Критерии приемлемости жалобы

Рассмотрению не подлежат следующие жалобы:

  • политически мотивированные и противоречащие принципам Устава ООН, Всеобщей декларации по правам человека или другим соответствующим правовым инструментам в области прав человека; или
  • не содержащие в себе изложение фактов предполагаемого нарушения, в частности, не указывающие те права, которые были нарушены; или
  • содержащие ругательные или оскорбительные выражения. Однако если жалоба удовлетворяет остальным критериям, она может быть принята к рассмотрению после того, как нецензурная лексика будет убрана; или
  • направленная не отдельным лицом или группой лиц, утверждающими, что их права были нарушены, или не любым иным лицом или группой лиц, в том числе неправительственными организациями, действующими добросовестно и в соответствии с принципами прав человека, у которых имеются непосредственные и достоверные сведения о подобных нарушениях. Тем не менее, достоверно подтвержденные жалобы не могут быть расценены неприемлемыми основываясь лишь на том факте, что информация предоставлена не из первых источников, при условии наличия четких свидетельств; или
  • основывающаяся исключительно на источниках СМИ; или
  • касающаяся случая систематического и достоверно подтвержденного грубого нарушения прав человека, который уже рассматривался в рамках специальной процедуры, договорного органа или другой существующей в рамках ООН или аналогичной региональной процедуры рассмотрения жалоб на нарушение прав человека; или
  • не исчерпавшая все национальные средства правовой защиты, за исключением случаев, когда такие средства неэффективны или требуют необоснованно длительного времени.

Национальные правозащитные учреждения (НПЗУ), созданные и работающие в соответствии с Принципами, касающимися статуса национальных учреждений (Парижские принципы), в том числе в отношении квазисудебных функций, могут служить эффективным средством реагирования на нарушения прав отдельных лиц.

Куда направлять жалобы?

Сообщения, адресованные в Совет по правам человека, могут быть отправлены в Секцию жалоб:

Office of United Nations High Commissioner for Human Rights
Human Rights Council Branch-Complaint Procedure Unit
OHCHR- Palais Wilson
United Nations Office at Geneva
CH-1211 Geneva 10, Switzerland
Fax: (41 22) 917 90 11
E-mail: CP@ohchr.org

 

 

Наверх