- - http://oon.rightsrf.ru -

Что такое процедуры рассмотрения жалоб в ООН

Posted By admin On 28.06.2013 @ 13:24 In | No Comments

SC am

Что такое процедуры рассмотрения жалоб в ООН ?

Система Организации Объединенных Наций сосредотачивается в основном на обязанностях государств и действует на уровне правительств. Вместе с тем ее система в области прав человека также предусматривает различные процедуры, которые открыты для отдельных лиц и групп, заинтересованных в принятии ООН мер в той области прав человека, которая вызывает их озабоченность. Эти процедуры называются процедурами рассмотрения жалоб на предполагаемые нарушения прав человека.
Благодаря этим процедурам отдельные лица могут привлечь внимание Организации Объединенных Наций к ситуациям с правами человека; ежегодно во всем мире так поступают тысячи людей.
Жалобы в области прав человека можно подать в рамках трех механизмов:
международные договоры по правам человека (петиции) [1];
механизмы специальных процедур Совета по правам человека [2];
процедура рассмотрения жалоб в Совете по правам человека. [3]
При определенных обстоятельствах эти разные процедуры могут дополнять друг друга; в этих случаях могут применяться сразу несколько процедур.

Как функционируют процедуры рассмотрения жалоб

Следует тщательно взвесить, какая процедура рассмотрения жалобы лучше всего соответствует конкретному случаю. Каждая из процедур имеет сильные стороны, специфические требования и ограничения. Необходимо обдумать их в интересах жертвы (жертв), а также в интересах индивида (индивидов) или организации (организаций), выступающих с жалобой.

А. Индивидуальные жалобы в рамках международных договоров по правам человека

Семь международных договоров по правам человека позволяют подавать индивидуальные жалобы в договорные органы по правам человека:
Международный пакт о гражданских и политических правах [4], в соответствии с Первым факультативным протоколом к нему;
Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания [5], в соответствии с ее статьей 22;
Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин [6], в соответствии с Факультативным протоколом к нему (этот договор также разрешает сообщения от групп и индивидов);
Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации [7], в соответствии с ее статьей 14 (этот договор также разрешает направлять сообщения от групп и индивидов);
Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей [8], в соответствии с ее статьей 77. Однако это положение вступит в силу только после того, как десять государств-участников сделают заявление об этом;
Конвенция о правах инвалидов [9], согласно Факультативному протоколу к ней (этот договор разрешает направлять сообщения от групп и индивидов);
Международная конвенция о защите всех лиц от насильственных исчезновений [10], согласно ее статье 31. По состоянию на сентябрь 2008 г. эта Конвенция все еще не вступила в силу.
После своего вступления в силу Факультативный протокол к Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах [11] также разрешит подачу индивидуальных жалоб.

Положительные стороны

• Важным преимуществом представления жалобы в договорный орган является то, что государство-участник, сделавшее соответствующее заявление в рамках договора, должно соблюдать свои обязательства, включая обязательство принимать эффективные меры по устранению нарушений. Посредством рассмотрения индивидуальных жалоб соответствующий договорный орган по правам человека авторитетно определяет, имело ли место нарушение, и рассматриваемое государство обязано выполнить решение(я) договорного органа.
• В экстренных случаях договорные органы по правам человека могут применять временные меры, чтобы законсервировать ситуацию, пока они не вынесут окончательного решения по данному вопросу. Временная мера будет осуществляться до тех пор, пока не будет принято решение.
• Решение договорных органов по правам человека может выходить за рамки обстоятельств конкретного случая и давать рекомендации на перспективу для предотвращения аналогичного нарушения в будущем.
• Договорные органы по правам человека могут также рассматривать жалобы, поступающие или поступившие в рамках специальной процедуры.

Специфические требования и ограничения

• Жалоба заявителя должна соответствовать сфере применения одного из договоров, разрешающих подачу индивидуальных жалоб.
• Государство, о котором идет речь, должно быть участником договора и ратифицировать соответствующий факультативный протокол или признавать, что данный договорный орган компетентен принимать жалобы.
• При подаче жалобы на предполагаемое нарушение прав человека в договорный орган по правам человека должен быть соблюден ряд требований, включая согласие жертвы или ее разрешение. Если одно из этих требований не соблюдено или отсутствует, жалоба не может быть рассмотрена.
• В рамках Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискрими-нации жалобы должны быть представлены в течение шести месяцев после вынесения решения по этому делу соответствующим национальным органом (судом).
• Заявитель должен исчерпать все доступные и эффективные внутренние средства правовой защиты, прежде чем обратиться с жалобой в договорный орган; средство правовой защиты считается эффективным, если оно предлагает надежную перспективу удовлетворения жалобы.
• Принятие окончательного решения по жалобе занимает в среднем от двух до трех лет.
• В целом жалоба, направляемая в договорный орган по правам человека, не относится к широко распространенным способам защиты прав человека.
• Договорные органы по правам человека могут не рассматривать дела, которые уже рассматривались в рамках другой международной или региональной процедуры рассмотрения жалоб.


Article printed from : http://oon.rightsrf.ru

URL to article: http://oon.rightsrf.ru/?page_id=24

URLs in this post:

[1] международные договоры по правам человека (петиции): http://oon.rightsrf.ru/?page_id=49

[2] механизмы специальных процедур Совета по правам человека: http://oon.rightsrf.ru/?page_id=405

[3] процедура рассмотрения жалоб в Совете по правам человека.: http://oon.rightsrf.ru/?page_id=404

[4] Международный пакт о гражданских и политических правах: http://oon.rightsrf.ru/?page_id=90

[5] Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания: http://oon.rightsrf.ru/?page_id=96

[6] Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин: http://oon.rightsrf.ru/?page_id=94

[7] Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации: http://oon.rightsrf.ru/?page_id=88

[8] Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей: http://oon.rightsrf.ru/?page_id=99

[9] Конвенция о правах инвалидов: http://oon.rightsrf.ru/?page_id=103

[10] Международная конвенция о защите всех лиц от насильственных исчезновений: http://oon.rightsrf.ru/?page_id=138

[11] Факультативный протокол к Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах: http://oon.rightsrf.ru/?page_id=105

Copyright © 2013 Международно-правовой информационный портал. All rights reserved.